История «Ванкувер Кэнакс» берет свое начало в 1970 году. Днем рождения можно считать 22 мая, когда Национальная хоккейная лига официально приняла канадский клуб в свою семью. За 30 лет, проведенные в сильнейшей североамериканской лиге, клуб прочно вписался в ее концепцию, и сегодня представить канадскую колонию НХЛ без «Ванкувера» просто невозможно. 1994 год, безусловно, стал для «Кэнакс» самым ярким эпизодом в ее хронологии. Команда, ведомая Павлом Буре, во второй раз дошла до финала Кубка Стэнли, где ей противостояли хоккеисты «Нью-Йорк Рейнджерс». Этот момент еще будет рассмотрен нами более подробно. А пока вернемся назад в 70-е.
Первым игроком, надевшим форму «Кэнакс», стал защитник Гари Док, до этого выступавший за «Бостон Брюинз». Именно он был выбран на драфте расширения под номером 1. Среди составивших Доку компанию был, кстати, и небезызвестный Пэт Куинн, который в уже упомянутом 94-м довел «Ванкувер» до финала плей-офф в качестве главного тренера. Сегодня, как известно, он возглавляет «Торонто».
Дебют команды из Британской Колумбии в регулярном чемпионате состоялся 9 октября 1970 года, но, к сожалению, оказался не столь удачным. Праздник испортили хоккеисты «Лос-Анджелес Кингз», чей визит на арену «Пасифик Колизеум» принес ее хозяевам поражение 1:3. Первый гол в истории «Ванкувера», заброшенной в этом матче, оказался на счету Бэрри Уилкинса. Первая же победа не заставила себя долго ждать, ибо 11-го числа был повержен «Торонто» (5:3). Игра вновь проходила на домашнем льду «Ванкувера», а посему единственной целью игроков было как можно быстрее порадовать своих болельщиков, коих в тот вечер собралось более 15 тысяч. И это им удалось. Примечательно, что Уэйн Маки во встрече с «Кленовыми Листьями» отметился дублем. Успеха на выезде команда добилась лишь 5 ноября в Баффало, где новички НХЛ уверенно разобрались с местными «Клинками» 4:1. А последний месяц года выдался просто феерическим. Сначала Орланд Куртенбах стал автором первого хет-трика в истории команды, поразив ворота «Калифирния Силз». Затем «Ванкувер» заносит в свой актив 6 домашних побед подряд, при общем показателе 10-3-2 в родных стенах. И, наконец, количество заброшенных шайб достигло отметки 100. Первый сезон для «Канадцев» запомнился еще и тем, что их представитель - новичок лиги Дейл Тэллон - принял участие в Матче звезд.
Казалось, клуб способен на нечто большее, чем исполнение роли статиста, в принципе стандартной для данной ситуации. Однако сенсации не произошло. Заняв в Восточном дивизионе предпоследнее 6 место, «Ванкувер» оставил позади себя лишь «Детройт». В последующие три сезона статус аутсайдера был сохранен. Кардинальные изменения происходят в сезоне 74/75. Нельзя не вспомнить, что именно тогда произошло переразделение существовавших ранее Восточного и Западного дивизионов на конференции Принца Уэльского и Кларенса Кэмпбелла соответственно. Каждую конференцию в свою очередь разбили на два дивизиона. И вот прогрессирующий «Ванкувер», по окончании регулярного чемпионата гордо занимает высшую ступень дивизиона «Смайт», оформив, таким образом, первую путевку в розыгрыш Кубка Стэнли. По ту сторону баррикад находились не кто-нибудь, а «Монреаль Канадиенс». Тем не менее, конкуренция фавориту была составлена достойная - в серии до трех побед «Кэнакс» уступили 2-3. При этом 5-я заключительная игра нашла логическое завершение лишь на 18-й минуте овертайма. Надежды своих соотечественников с тихоокеанского побережья похоронил сам Ги Лефлер, в предыдущих встречах уже забросивший две победные шайбы.
25 января 1977 года не столько команда, сколько сама организация «Ванкувер Кэнакс» вписывает очередную памятную страничку в свою историю: ледовый дворец «Пасифик Колизеум» впервые стал местом проведения Матча Всех звезд. Это эпохальное событие имело место в декабре 78-го года. Московский «Спартак», совершавший турне по Северной Америке скрестил клюшки с «Кэнакс». Канадские профессионалы взяли верх 2:0. Обе шайбы на счету Рика Блайта. Вспоминается и еще один факт: «Великий» Уэйн Гретцки свой первый гол в Национальной хоккейной лиге забил 14 октября 1979 года в ворота «Ванкувера» (4:4).
Что касается выступлений команды в чемпионате, то в общем экстраординарными ее успехи в 80-х никак не назовешь. Закрепив за собой звание крепкого середнячка, постепенно превратившись в ярко выраженного аутсайдера, «Канадцы» весьма редко являлись первопричиной неудач лидеров. Впрочем, временами игроки преподносили сюрпризы. Так, в апреле 1982 года клуб одержал свою первую победу в раундах плей-офф. Причем сделал это блестяще. «Калгари Флэймз», не найдя весомых контраргументов, с треском провалили серию (0-3). Следующей жертвой стали «Короли» из Лос-Анджелеса (4-1 в пользу «Кэнакс»), и поймавшему кураж «Ванкуверу» предстояло выяснить отношения с «Чикаго» за право представлять конференцию Кэмпбелла в финале Кубка Стэнли. Надо признать, что та победа далась хоккеистам канадского клуба потом и кровью. Счет 4-3 говорит сам за себя. Все запасы энергии были потрачены на укрощение «Черных Ястребов», и это отчетливо проявилось в самый ответственный момент. «Нью-Йорк Айлендерс» просто смял на своем пути обессиленный «Ванкувер» (4-0), во второй раз подряд став чемпионом. Кто знает, как бы развернулись события, если бы не злосчастный гол Майка Босси за две секунды до окончания первого овертайма в игре № 1 при счете 5:5.
Несмотря на отнюдь не выдающиеся результаты в течение 80-х, сразу трое представителей «Кэнакс» в 1989 году были выдвинуты в качестве соискателей на главные награды НХЛ. В итоге нападающий Тревор Линден занял второе место в голосовании на право обладания призом лучшему новичку - «Колдер Трофи», наставник Боб Маккэмон был среди претендентов на «Джек Адамс Трофи», а голкипер Кирк Маклин занял третью позицию среди номинантов на «Везина Трофи». И все-таки еженедельник «The Hockey News» признал (правда, не без помощи болельщиков) Тревора Линдена лучшим новичком лиги.
В том же 89-м для «Ванкувера» начинается новая эра, ибо в команде появляются две мега-звезды из СССР - Игорь Ларионов и Владимир Крутов, являвшиеся неотъемлемой частью блестящей пятерки ЦСКА Фетисов - Касатонов, Макаров - Ларионов - Крутов. Их премьера в «Кэнакс» состоялся 5 октября в игре против «Эдмонтона» (1:4). А уже через день, 7 октября, суперсвязка заработала по полной программе. Под горячую руку попался «Детройт». Владимир Крутов впервые зажег красный свет за воротами в качестве игрока клуба НХЛ. Роль ассистента в том эпизоде досталась Игорю Ларионову. Этим голом дуэт обеспечил победу своей команде 5:3.
Но, пожалуй, главная сделка с участием наших легионеров произошла 31 октября 1991 года, когда руководство «Ванкувера» подписало контракт с Павлом Буре. Спустя пять дней Буре вышел на лед во встрече с «Виннипегом». Думается, переоценить появление Буре в «Кэнакс», равно как и во всей Северной Америке трудно. Высококлассный форвард, да еще и с модельной внешностью, не просто стал объектом всеобщего внимания, но и произвел фурор. Журналисты окрестили Павла «Русской ракетой» за его фирменный отрыв с синей линии, которым он в совершенстве владеет и по сей день. Школа ЦСКА и Виктора Тихонова плюс индивидуальное мастерство Буре не могли остаться незамеченными. Однако ему потребовалось 15 игр для адаптации. Все это время попытки распечатать ворота соперников заканчивались тщетно. Сумев впоследствии привыкнуть к вниманию защитников к своей персоне, Павел в своем стартовом сезоне забросил 34 шайбы и сделал 26 результативных передач. Чем, собственно, и заслужил звание лучшего новичка НХЛ. Отдельной похвалы удостоился наставник «Ванкувера» Пэт Куинн, одновременно признанный лучшим тренером года изданиями The Sporting New, The Hockey News а также получивший приз Джека Адамса.
Боссы клуба всерьез задумались об очередной попытке завоевать Кубок Стэнли. Благо оснований для этого им хватало. Во-первых, набрала высоту «Русская ракета», в сезонах 92/93 и 93/94 «настрелявшая» по 60 шайб. Во-вторых, внушала уверенность ситуация на последнем рубеже, которую обеспечивал голкипер Кирк Маклин. Непререкаемый авторитет Пэта Куинна на тренерском мостике и капитана Тревора Линдена также были из числа аргументов «за». Кроме всего прочего подобралась неплохая компания хоккеистов, способных в нужный момент собраться и, что называется, прыгнуть выше головы. Среди них Брет Хэдикан, Джефф Куртнолл, Дана Марзин, Сержио Момессо, Мартин Желина, Клифф Роннинг и Джино Оджик.
Когда «Ванкувер» начал свои кубковые баталии, вряд ли кто-то предполагал, что команда в конце концов доберется до финала. Первый раунд с «Калгари» стал настоящим тестом на физическую и в большей степени на психологическую стойкость. Уступая «Флэймз» 1-3, подопечные Пэта Куинна в оставшихся трех играх буквально вырвали победу у своих оппонентов. Суть их подвига заключалась в том, что успех достигался неизменно в овертаймах. Решающий бросок Павла Буре во втором дополнительном периоде седьмого матча поставил обескураженных и самонадеянных «Флэймз» на колени.
По иронии судьбы, дойдя до финала, «Ванкувер» вновь столкнулся с подобной проблемой. Только на сей раз соперник был куда серьезнее - победитель регулярного чемпионата «Нью-Йорк Рейнджерс». Можно только догадываться, сколько сил и эмоций было потрачено на еще одну игру в "догонялки". «Рейнджеры», похоже, расслабились преждевременно, хотя от Кубка Стэнли их отделяла всего одна победа. И все же «Кэнакс» показали себя специалистами по экстремальным ситуациям, превратив 1-3 в 3-3. 14 июня 1994 года внимание всей хоккейной общественности Северной Америки, ждавшей долгожданной развязки, было приковано к легендарному нью-йоркскому дворцу «Мэдисон-Сквер Гарден». К сожалению, повторного чуда не произошло. «Ванкувер» боролся до конца, но уступил в итоге всего шайбу (2:3).
В межсезонье пост номер один в тренерском штабе занимает Рик Ли. Пэт Куинн же остается в должности президента клуба и одновременно его генерального менеджера. Затем последовал небезызвестный локаут, и жителям Ванкувера, по не зависящим от них причинам, пришлось ждать встречи с большим хоккеем аж до 20 января 1995 года. Заняв по итогам укороченного регулярного чемпионата второе место в дивизионе «Пасифик», «Кэнакс» в очередной раз окунулись в пучину ледовых баталий за право обладания заветным трофеем. Но команда растерялась. Максимум, на что она оказалась способна - с огромным трудом добраться до полуфинала конференции.
Летом того же года форму «Ванкувера» примерил Александр Могильный. В обмен на одного из самых «тяжелых» (в плане характера) игроков «Клинки» из Баффало получили молодых и перспективных Майка Пеку и Майка Уилсона. Приобретение Могильного выглядело вполне объяснимо прежде всего с точки зрения воссоединения дуэта Могильный - Буре. Для полного ажура не хватало только Сергея Федорова. Немаловажен и факт смены арены для проведения домашних игр. Отныне домом «Кэнакс» служил «Дженерал Моторс Плэйс».
Как только Александр появился в стане команды, в воздухе повис вопрос, смогут ли Буре с Могильным, как и в былые времена, заставить дрожать оборонительные порядки соперников. Безусловно, имелось в виду, в состоянии ли атакующий тандем наладить конвейер по забрасыванию шайб. Ответ был положительный. И все-таки у скептиков имелась собственная версия. Триумф гарантирован, считали они. Но только если оба форварда будут выходить на лед в разных тройках. Так или иначе, второму советско-российскому супердуэту "Ванкувера" так и не удалось набрать обороты. Всему виной серьезнейшая травма Павла Буре, полученная им 9 ноября в результате жесткого столкновения со Стивом Смитом из «Чикаго». Вердикт медиков не вносил оптимизма: разрыв крестообразных связок колена и досрочное завершение сезона. Очевидно, что в его отсутствие некая доля ответственности за судьбу «Кэнакс» легла на плечи Могильного. Александр не подкачал: 55 голов и 52 результативные передачи в 79 матчах. Он стал вторым хоккеистом в истории клуба, достигшим отметки 50 шайб за сезон. Кто был первым и доселе единственным догадаться несложно.
Ослабленный «Ванкувер» на самой ранней стадии плей-офф нарвался на будущего обладателя Кубка Стэнли «Колорадо Эвеланш» и легко уступил. В какой-то мере неудачи «Кэнакс» крылись в неопределенности с должностью главного тренера. В марте 96-го Пэт Куинн вежливо «попросил» Рика Ли, возложив на себя его обязанности. В июне с подачи Куинна пост номер 1 переходит в компетенцию Тома Рени.
Тем временем Буре постепенно набирал форму. Дабы обрести прежние кондиции, и в частности феноменальную стартовую скорость, Павел тренировался с … раскрытым за спиной парашютом. Как и многим нашим легионерам, ему предстояло защищать честь страны на Кубке мира. Однако и здесь амбициям Буре не суждено было реализоваться. В выставочном матче против сборной США, защитник Брайан Лич вновь оборвал полет постепенно набирающей высоту «Русской ракеты». Многие начали говорить о том, что с тех пор как Павел сменил 10 номер на 96 (сентябрь 1995 года), его начали преследовать неудачи.
В канун Нового года (29 декабря) жители Ванкувера поняли, что большой хоккей может оказаться под угрозой срыва не только «благодаря» локауту. Причина порой намного банальнее. Например, немилость небес, нашедшая свое отражение в экстремальных погодных условиях, внезапно парализовавших город. Неблагоприятные погодные условия вызвали такой переполох, что это заставило руководство НХЛ пойти на крайние меры: перенести встречу «Кэнакс» с «Акулами» из Сан-Хосе. Но располагающий к подобным коллизиям Ванкувер не раз сталкивался с подобным, а посему ситуация не стала в диковинку. На память сразу пришел январь 1993 года, когда из-за "плохого поведения" Небесной Канцелярии отменили матч регулярного чемпионата «Ванкувер» - «Тампа-Бэй».
«Ванкувер» остается за бортом плей-офф сезона 96/97 впервые за последние семь лет. Команде требуется новый эмоциональный подъем, и она его получает. 28 июля 1997 года руководство клуба подписывает соглашение с Марком Мессье, имеющим статус неограниченно свободного агента. В преддверии очередного 82-матчевого марафона «Кэнакс» едут в Японию, где впервые проводят выставочную двухматчевую «разминку» с «Могучими Утками» из Анахайма. Результаты идут в зачет чемпионата, поэтому времени на адаптацию к стране «Восходящего Солнца» практически нет. Кроме того, вояж носил ярко выраженный рекламный характер. Ведь до Олимпиады в Нагано оставалось 4 с небольшим месяца. Примечательно, что именно в Японии Тревор Линден передал капитанскую повязку Марку Мессье. Надежды на возрождение команды связываются с появлением в ноябре того же года другой культовой фигуры - "железного" Майка Кинэна, оставшегося не у дел после провала с «Сент-Луис Блюз». Но работа в звездном «Ванкувере» не предполагала легкой прогулки. Казалось, канадская машина просто обязана набрать обороты. Благо, образно выражаясь, все «необходимые детали» были в рабочем состоянии. Увы! Перед финальным отрезком под названием «плей-офф» "Кэнакс" ждал очередной сход с дистанции.
Самое яркое событие сезона 97/98 - Матч Всех звезд. Ванкувер второй раз в своей истории принимал самых талантливых хоккеистов Лиги. Встреча проходила в новом формате. Можно себе представить, что творилось на трибунах «Дженерал Мотор Плэйс», когда на льду появились любимцы публики Павел Буре и Марк Мессье (соответственно в составах сборной Остального Мира и сборной Северной Америки). Буре отметился результативной передачей, а Мессье забросил сам и еще однажды посодействовал партнерам, таким образом, обеспечив своей команде общую победу со счетом 8:7.
Перед очередным регулярным чемпионатом некоторые условия контракта начинают не устраивать Павла Буре. Боссы «Ванкувера» во главе с новым президентом и генеральным менеджером Брайаном Бурком уступать «Русской Ракете» вовсе не собирались, чем спровоцировали забастовку. История нашла свое логическое завершение 17 января 1999 года. В результате Буре успешно перебрался в солнечную Флориду, и доказал бывшим и нынешним работодателям, чего он на самом деле стоит. Поговаривали, что одной из первопричин желания Павла сменить клуб крылась в неординарных климатических условиях Ванкувера. Учитывая особенности его травмы, организм немедленно реагировал на любые изменения погоды.
Ровно через неделю, после того как Буре «превратился» в «пантеру», в его бывшем клубе произошли глобальные изменения. Майк Кинэн сложил с себя полномочия главного тренера, переложив всю дальнейшую ответственность на плечи молодого Марка Кроуфорда. Напомним, Кроуфорд подал в отставку с аналогичной должности в «Колорадо», после очень обидного и нелепого поражения «Эдмонтону» на первой стадии плей-офф-98. Несложно представить, с чем пришлось столкнуться наставнику, тремя годами ранее выигравшему Кубок Стэнли, в постепенно начинающем привыкать к психологии неудачника «Ванкувере». Весной 16 счастливчиков отправились в очередной поход за главным трофеем НХЛ, вновь не досчитавшись «Кэнакс». По сути, кризис продолжается до настоящего времени. Отсутствие Тревора Линдена, Марка Мессье и Александра Могильного оптимизма не добавило.
Но болельщики "Ванкувера" все еще лелеют надежду, что новое поколение хоккеистов под руководством талантливого Марка Кроуфорда в скором времени «выстрелит», заставив расценивать «Ванкувер», как команду-фаворита.
ИСТОРИЯ «ВАНКУВЕРА» В ЦИФРАХ
Сразу несколько рекордов принадлежат Стэну Смилу, который провел наибольшее число сезонов в составе «Кэнакс» (13) и сыграл за этот клуб 896 матчей. На его счету абсолютный рекорд по голам (262), передачам (411) и очкам (673).
Самый грубый хоккеист в истории «Ванкувера» и здесь, как говорится, без вариантов - Джино Оджик (2127 штрафных минут). Конкуренцию ему может составить лишь Дональд Брашир, имеющий рекорд по тому же показателю за сезон (372 минуты).
Тревор Линден не пропустил ни одной игры в период с 4 октября 1990 года до 1 декабря 1996-го. Его серия составила 482 игры.
Голкиперу Кирку Маклину 20 раз удавалось сохранить свои ворота в неприкосновенности.
Вершина в 60 заброшенных шайб и 110 очков за сезон не покорялась никому, кроме Павла Буре.
Андре Боудре 62 раза ассистировал партнерам при взятии ворот. Это обстоятельство и по сей день позволяет ему считаться рекордсменом «Канадцев» по числу передач за сезон.
Рекорды и антирекорды команды в регулярных чемпионатах:
наибольшее количество
- очков 101 1992-93 (84)
- побед 46 1992-93 (84)
- ничьих 20 1980-81 (80)
- поражений 50 1971-72 (78)
голов
- забитых 346 1992-93 (84)
- пропущенных 401 1984-85 (80)
наименьшее количество
- очков 48 1971-72 (78)
- побед 20 1971-72 (80) и 1977-78 (80)
- ничьих 3 1993-94 (84)
- поражений 26 1991-92 (80)
голов
- забитых 192 1998-99 (82)
- пропущенных 250 1991-92 (80)
Самая долгая победная серия продолжалась 7 игр (февраль 1989 года). «Кэнакс» также не знали поражений в 9-ти домашних (ноябрь - декабрь 1992 года) и 5-ти выездных (октябрь - ноябрь 1993 года) встречах. Хоккеисты других клубов не могли обыграть «Ванкувер» 10 матчей подряд (март 1977 года). Самая продолжительная беспроигрышная домашняя серия равнялась 18-ти поединкам (ноябрь 1992-го - январь 1993-го годов). 6 раз «Кэнакс» удавалось не уступать соперникам по 5 гостевых матчей подряд.
Самая долгая серия поражений - 10 подряд (октябрь - ноябрь 1997 года). Дома «Ванкувер» поджидало фиаско 6 раз (декабрь 1970-го - январь 1971-го годов), в гостях 12 раз (ноябрь 1981-го - февраль 82-го годов).
Хоккеисты «Кэнакс» не могли обыграть оппонентов 13 встреч подряд (ноябрь - декабрь 1973 года) - 10 поражений, 3 ничьи. В родных стенах победа оставалась призрачной мечтой в течение 11 игр (декабрь 1970-го - февраль 1971-го годов) - 10 поражений, 1 ничья. Под психологическим прессингом чужих трибун «Ванкувер» не выигрывал в 20-ти матчах (январь - апрель 1986 года) - 14 поражений и 6 ничейных результатов.
Источник: nhl.ru